Обучение плаванию
Программа занятий
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение «Детский сад № 32«Ёжик» города Смоленска Согласовано Утверждаю На Педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2023г Заведующий МБДОУ «Детский сад № 32 «Ёжик» г.Смоленска И.В.Чистотина Приказ № 188 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста на 2023-2024 учебный год Разработана Инструктором по плаванию Миненкова М.Н. г.Смоленск 2023 г. Документ подписан простой электронной подписью Дата, время подписания: 14.09.2023 10:26:15 Ф.И.О. должностного лица: Чистотина Ирина Васильевна Должность: Заведующий Уникальный программный ключ: 7b3e4482-b593-4282-933f-f184dd950dc6 СОДЕРЖАНИЕ №п/п Содержание стр I Целевой раздел 3 1.1. Пояснительная записка. 3 1.2. Цели и задачи реализации программы. 4 1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы. 5 1.4. Формы организации детей. 5 1.5. Взаимодействие с родителями. 7 1.6. Взаимодействие со специалистами ДОУ. 7 1.7. Характеристики, значимые для разработки и реализации программы. 8 1.8. Возрастные особенности детей. 8 1.9. Планируемые результаты освоения программы. 11 1.10. Способы определения результативности. 12 II Содержательный раздел 15 2.1. Образовательные задачи по областям, по ФГОС. 15 2.2. Содержание программы старшей группы. 17 2.3. Содержание программы подготовительной группы. 20 III Организационный раздел 23 3.1. Организация жизни детей (режим дня). 23 3.2. Сетка НОД (непосредственной образовательной деятельности) в неделю. 24 3.3. Обеспечение безопасности НОД по плаванию. 25 3.4. Организация и санитарно – гигиенических условий. 26 3.5. Учебно-тематический план (старшая группа) 28 3.6. Учебно-тематический план (подготовительная к школе группа) 29 3.7. Календарно – тематическое планирование (старшая группа) 30 3.8. Календарно – тематическое планирование план (подготовительная к школе группа) 31 3.9. Конспекты занятия по обучению детей плаванию 32 IV. Приложения 41 4.1 Сводная таблица уровня развития физических качеств детей, занимающихся плаванием 41 4.2. Качественная оценка техники выполнения плавательных упражнений и плавания спортивным способом 41 4.3. Список литературы. 42 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Здоровые дети - это основа жизни всего человеческого общества. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, является физическая культура. Правильная организация деятельности по физической культурой способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков. Плавание - одно из средств способствующих разностороннему физическому развитию, которое стимулирует деятельность нервной и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Активные движения укрепляют мышечную и сердечно-сосудистую системы ребенка; более того развитие движений находится в прямой зависимости от внешней среды. Занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением ее сопротивления - важнейший фактор гармоничного развития. Во время плавания человек преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы, радикально способствуя устранению различных дефектов и ликвидации плоскостопия. Постоянное купание и плавание закаляет организм, формирует стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям. И здесь решающим является температурный фактор. Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищает потовые железы, способствуя тем самым активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам, что является наиболее актуальным для детей имеющих зрительные нарушения. 1.1.Пояснительная записка Настоящая рабочая программа является компонентом основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №32 «Ёжик» и разработана на основе парциальной программы Вороновой Е.К. «Программа обучения плаванию в детском саду», которая не противоречит задачам и принципам образовательной программой дошкольного образования ,а также в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); - «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа - образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 10 14 г. Москва); - СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно - эпидемиологические к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса физического воспитания по обучению плаванию детей 5-7лет. Содержание деятельности распределено по месяцам и неделям, согласно календарно-тематическому планированию и представляет систему рассчитанную на один учебный год - 33 недели. Срок освоения программы: 2 года. Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. 1.2.Цели и задачи реализации программы Цель программы: закаливание, укрепление и оздоровление воспитанников для разностороннего физического развития, через обучение их плаванию. Задачи: 1. Оздоровительные задачи: ♦ Укрепить здоровье ребенка. ♦ Повышать работоспособность организма, приобщать ребенка к здоровому образу жизни. 2. Образовательные задачи: ♦ Формировать двигательные умения и навыки. ♦ Формировать знание о видах и способах плавания и собственном теле. 3. Воспитательные задачи: ♦ Воспитывать двигательную культуру. ♦ Воспитывать нравственно волевые качества: смелость, настойчивость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе. ♦ Воспитывать заботу о своем здоровье. 4. Коррекционные задачи: ♦ Совершенствовать опорно - двигательный аппарат. ♦ Формировать правильную осанку. 1.3. Принципы формирования и подходы к формированию программы: Систематичности - занятия проводятся в определѐнной системе, регулярные занятия несравненно больший эффект, чем эпизодические; Доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии; Наглядности – создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению; Комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса; Личностной ориентации – учѐт разно-уровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста; Сопровождения – систематическое наблюдение за развитием ребѐнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии. Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При повторении упражнений, использовать задания одного типа, но разного содержания. Упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребѐнка могут внести свои коррективы. 1.4. В процессе занятий используются различные формы организации детей: -групповые; -командные; -индивидуальные. Рекомендуются такие формы занятий: - занятия тренировочного типа; - сюжетно-игровое; - игровые; - контрольно-проверочное; - в форме бесед (об истории плавания, безопасность на воде); - занятия с участием родителей; - спортивные досуги, развлечения. Методы обучения. Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания. Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов. Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений. Итогом реализации программы являются диагностика показателей двигательной подготовленности детей в образовательной области «Физическое развитие» (плавание) проводится два раза в течение учебного года: ноябрь и апрель. Программное содержание предусматривает формирование знаний, умений, навыков. Уровень формирования и развития определяется по трем критериям: высокий, средний, низкий. Тема Формы занятий, используемые приемы и методы Дидактические материалы, техническое обеспечение НОД Правила поведения в бассейне.Т Б.; краткий обзор развития плавания; краткие сведения о строении и функциях организма; влияние плавания на организм занимающихся; правила ухода за собой и своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде. Беседа Плакаты, иллюстрации, тематические картины, буклеты Основы техники плавания способом кроль на груди и спине, брасс, дельфин; общая и специальная физическая, моральноволевая, психологическая подготовка; оборудование и инвентарь. Групповые и индивидуальные беседы, объяснение Плакаты, журналы, телевизор, DVD диски. Общая и специальная физическая подготовка Рассказ, показ, практическое занятие (групповая, индивидуальная форма обучения) Мячи, доски, резиновые игрушки, игрушки тонующие, обручи (плавающие), вертикальные, круги надувные, надувной модуль «Бревно» 1.5.Взаимодействие с родителями (законными представителями). Не всегда и не все родители поддерживают и одобряют закаливание детей, обучение их плаванию. Некоторые боятся, что их дети могутпростудиться и заболеть, другие - что с ними произойдет несчастный случай. Причины этого явления неосведомленность родителей, недооценка ими значения плавания для укрепления здоровья детей, незнание условий организации и методики проведения занятий по плаванию, а также самих родителей плавать, боязнь воды. Поэтому одной из важных задач инструктора по обучению плаванию является широкая пропаганда плавания среди родителей. Формы работы с родителями: - Родительское собрание; - Фотовыставка «Учимся плавать»; - Памятки "Правила посещения бассейна"; - Стендовой материал; - Рекомендации по режиму дня, литература по закаливанию. 1.6.Взаимодействие со специалистами ДОУ. Взаимодействие с воспитателями: - изучение индивидуальных психофизических особенностей в развитии воспитанников групп; - подготовка, организация и проведение спортивных праздников, развлечений и досугов; - помощь в подборке и размещении информационного материала для родителей (законных представителей). Взаимодействие с музыкальным руководителем: - музыкальное сопровождение на спортивных мероприятиях. Взаимодействие с медицинскими работниками: - определение физкультурной группы, группы здоровья; - пропаганда здорового образа жизни; - профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно сосудистой системы; - профилактика травматизма; - соблюдение санитарного состояния помещений бассейна (уборка, проветривание). 1.7.Характеристики, значимые для разработки и реализации программы Физкультурно-оздоровительные занятия плаванием являются одной из форм по оздоровлению и укреплению детского организма, гармоничного психофизического развития. Рабочая программа построена на основе «Программы обучения детей плаванию в детском саду», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации – автор Воронова Е. К. Программа адаптирована к условиям МБДОУ «Детский сад № 32 «Ёжик», рассчитана на 2 года обучения для детей дошкольного возраста - старший и подготовительный дошкольный возраст – по 36 часов в год. Учебный материал распределяется на теоретические и практические занятия. Теоретические - 3 часа в год. Практические -33 часа в год. Непосредственную образовательную деятельность по плаванию проводит инструктор по физической культуре, имеющий специальное образование. Большая роль в подготовке и проведении непосредственно образовательную деятельность по плаванию отводится воспитателям групп. Воспитатели групп работают в тесном контакте с инструктором по физической культуре и медицинским персоналом. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания образовательной деятельности и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат детей быстро одеваться и раздеваться. вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями (законными представителями). Занятия проводятся по подгруппам (до 10 человек), продолжительностью 25-30 минут. Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной, заключительной частей. Занятия проводятся с сентября по май месяц. Количество занятий: в неделю – 1 раз; в месяц – 4; в год – 36; их количество в год может варьироваться в зависимости от праздничных и карантинных дней. Обязательно проводится табелирование детей. Перед каждым занятием медицинская сестра бассейна осматривает детей и ведѐт контроль за самочувствием каждого ребѐнка. 1.8. Возрастные особенности детей от 5 до 7 лет (включительно). Особенности психофизического развития детей. Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка - его мысли, чувства, нравственные качества. Двигательная деятельность считается как фактор развития человека. Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения. В результате двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека. Прежде всего, это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. Простое решение двигательной задачи как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку - представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, обобщение, сравнение. Выполняя задачи различной степени трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности. В развитии мышц выделяются несколько “узловых” периодов. Один из них - возраст шесть лет, когда у детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. На шестом году жизни заметно улучшается устойчивость равновесия, столь необходимая при выполнении большинства движений. Резервные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной системы у детей заметно расширяется. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических упражнений, так как двигательные стереотипы не только намного легче формируются, но и возможна их модификация, то есть улучшение качества двигательной деятельности дошкольников. На седьмом году жизни движения ребенка становятся более координированными и точными. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия про приоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а так же от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развиватьсамостоятельность, инициативу в освоении новых видов движений. Старшая группа (от 5 до 6 лет) Шестой год жизни ребѐнка характеризуется замедлением скорости роста тела. Тело растѐт неравномерно – длина ног и верхней части тела растѐт медленно, а скорость роста длины рук и диаметра тела увеличивается. Развитие опорнодвигательной системы ребѐнка ещѐ незавершенно (скелет, суставно – связочный аппарат, мускулатура). Позвоночный столб ребѐнка шестого года жизни чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребѐнком тяжестей, нарушается осанка. У ребѐнка преобладает тонус мышц – разгибателей, что не даѐт возможности при длинном статическом положении долго удерживать спину прямой. Сердечно – сосудистая система ещѐ не достигает полного развития. Общее физическое развитие и динамика функциональной зрелости системы дыхания идѐт неравномерно. У детей возрастает осознанность освоения более сложных основных движений. Это позволяет повысить требования к качеству их выполнения, больше внимания уделять развитию физических и морально – волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливым и внимательным друг к другу). Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет включительно). Седьмой год жизни ребѐнка характеризуется продолжением активного формирования осанки и свода стопы. Так как костная ткань богата органическими элементами, то скелет старших дошкольников всѐ ещѐ эластичен и подвержен деформации. Это может стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника. К семи годам у ребѐнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы. У детей ярко выражен грудной тип дыхания. Лѐгочная ткань имеет большое количество лимфатических сосудов и респираторных бронхиол, поэтому для детей этого возраста характерны болезни, связанные с воспалительными процессами в лѐгких. Резервные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной системы у детей достаточно высоки. Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических упражнений, улучшается качество двигательной деятельности дошкольников. Движения ребѐнка становятся более координированными и точными. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельностьИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»